Упразднение крепости в 1862 году позволило городу развиваться свободнее: отпали ограничения, связанные со статусом. По времени оно совпало с отменой крепостного права и развитием капитализма в стране. В середине шестидесятых годов к северу от Голубинной слободки, которую постепенно стали называть Старой, на городском выгоне появились промышленные предприятия. Землю хозяева арендовали у города, почему эта часть стала именоваться арендованными местами. Здесь находились преимущественно гончарные и клейные мастерские.
Новая слободка к 1862 году достигла линии Ташкентской улицы. Вскоре она расширилась к западу, когда после пожара 1864 года в Старой слободке ее распланировали до линии Паркового проспекта. Сюда выселили погорельцев из Старой слободки. Эта часть — Мариинская слободка — в народе стала называться Оторвановка, видимо, потому, что, начинаясь от линии Рыбаковской улицы, была отгорожена от центральной части города постройками губернской больницы, цейхгаузом степного войска и Караван-Сараем. Позже так ее стали называть в официальных бумагах.
С развитием промышленности и особенно после открытия в 1877 году движения по Самарской железной дороге заметнее стал рост населения города. Если в 1838 году вместе с гарнизоном насчитывалось 10 486 человек, то в 1897 году — 61486, а после завершения строительства Ташкентской железной дороги по данным 1907 года стало 87 тысяч человек. То есть население, увеличивавшееся во второй половине XIX века в среднем по 10 тысяч за каждые 10 лет, в 1897—1907 гг. выросло более чем на 20 тысяч.
Рост населения требовал застройки новых площадей города, центр которого после срытия крепостного вала слился со Старой и Новой слободками. Последняя, а ее планировка около 40 лет определяла направление развития застройки Оренбурга, все больше расширялась. От Караван-Сарайской прибавилось количество радиальных улиц, иначе кварталы стали бы слишком длинными. К концу семидесятых годов застройка местами дошла до линии нынешней улицы Кичигина, а отдельные дома появились и на другой стороне улицы. Следуя заданной схеме, нужно было бы снова удваивать число радиальных улиц. Градостроители выбрали другой путь. Когда после страшного весеннего пожара 1879 года потребовалось распланировать новые кварталы, перешли на прямоугольную планировочную сетку. Выросло предместье Новый план. Начиналось оно от линии Орской улицы и росло почти прямо на север. Между Новой слободкой и Новым планом оставили площадь. Ее назвали Мариинской. Так произошел переход от радиально-кольцевой к прямоугольной планировочной сетке. После того, как застройка на севере стала доходить до Гребенской улицы, Новый план в 1906 году дополнили Новыми местами, разбив площадь до линии современной улицы Шевченко. Эта черта осталась северным пределом города вплоть до начала Великой Отечественной войны.